суббота, 21 июля 2012 г.

Бамбуковая школа Green School и дома в Green Village на острове Бали



О Green school я узнала с сайта http://openbuildings.com/ о современной архитектуре. Я решила поехать в бамбуковую школу, почти ничего не зная о ней, кроме точки на карте и нескольких фото, которые меня заинтересовали. Было непонятно, можно ли увидеть здания с улицы, пустят ли меня внутрь и разрешат ли фотографировать. Гугл проложил маршрут длиной 23 км, который я решила проехать на своём мопеде.
Я проснулась в 6:30, неспеша позавтракала и, бросив в рюкзак бутерброд с сыром, тёплую рубашку и бутылку воды, отправилась в дорогу. Отъехав на пару километров от туристического побережья я оказалась на аутентичных индонезийских улицах, где уже могла видеть только местных жителей и их размеренную, не касающуюся меня жизнь. Магазинчики встречались редко, кафе и рестаранов вовсе не попалось ни одного, но вместо этогонескончаемые резные каменные стены, входные ворота домов, украшенные статуями в клетчатых юбках, и волокнистые четырёхскатные навершия домашних храмов. В какие-то моменты мне становилось непосебе - когда я пыталась спросить дорогу, оказалось, что почти никто не понимает по-английски, а на некоторых улочках и вовсе не было ни дущи, и они, казалось, ведут в заполненный тропическим лесом овраг. Последние километры дороги к школе пролегали через рисовые терассы. Я встречала лишь редких локалов с корзинами на голове, и у меня возникло ощущение, что я вторгаюсь туда, где мне не следует находиться, что пронзительный звук мотора моего байка разрывает священную тишину их поля, их леса, их земли, где они исконно и с достоинством трудятся и ведут натуральное хозяйство. После того, как я достигла отмеченной на карте точки, я поняла что нахожусь на противоположной от школы стороне реки, протекающей в каменистом ущелье, а её строения скрыты джунглями, и мне потребовалось ещё около часа, чтобы разобраться, как именно к ней подъехать.


Территория школы оказалась огорожена соломенным заборчиком по пояс, а вход оформлен нарядными деревянными воротами.


Я увидела знакомые по фото сооружения школыв реальности она выглядела как декорации для фантастического фильма.


На ресепшене мне объяснили, что просто так войти на территорию не получится, но каждый понедельник, среду и пятницу в 15:30 у них публичные посещения и собрание для людей, желающих отдать детей в эту школу. На мой вопроскто же тогда эти многочисленные белые туристы на территории, девушка, рассмеявшись, ответила, что это родители учеников.
Я вернулась через два дня к положенному времени. Экскурсию вёл задорный англичанин, одетый как ведущие программ о дикой природев кепку, рубашку с коротким рукавом, шорты и сандалии с носками.


Сначала всех усадили в музыкальном классе. В центре амфитеатра без стен, накрытого головокружительным бамбуковым сводом, стояли национальные балийские инструменты — большие металлофоны, на которых играют стоя, - гендеры, барабаны, а также планшеты с натянутыми чёрными и разноцветными полотнами и прожекторы, оставшиеся от прошедшего здесь детского музыкального первоманса. Эти замершие предметы продолжали «гудеть» энергией, и в своём воображении я оказалась на этом представлении, увидев павильон в вечернем освещении, детей, родителей, слыша перезвоны металлофонов.
На собрании всех спросили, откуда они. Люди называли Чикаго, Нью-Йорк, Великобританию и, когда назвали Австралию, экскурсовод позволил себе шутку, что ему тогда придётся говорить помедленнее, которую все приняли весело, как известный анекдот. В школе обучаются так же и местные дети из богатых семей. Обучение стоит 6,5 тыс долларов в год.


Во время прогулки по территории школы я просто рассматривала многочисленные учебные и спортивные павильоны, так как в рассказе для родителей не было чего-то особенно содержательного, кроме пары необычных вещей: что дети возделывают здесь своё небольшое рисовое поле, помогают содержать скотный двор, продукты с которого и выращенный рис потом используются в столовой, показали большой вольер, где восстанавливают популяцию исчезающего вида балийских птиц, а так же площадку с лужей посередине для игр и борьбы, где детям разрешается перепачкаться с ног до головы, так как политика школызелёная, - и естественные скрытые детские желания не должны быть подавляемы режимом образования.




Архитектуру построек охарактеризовали беспроигрышными терминами sustainable и renewable.


Павильоны имеют разные размеры, но схожую ясную и красивую конструкцию - каменное основание укрыто от солнца и дождя высокой крышей, опирающейся на колонны из бамбуковых стволов.


Бамбук с холмов Бали, пропитан солью - бурой, для придания долговечности.



Конструкция опор задаёт динамику в интерьере этих тихих павильонов, - каждая колонна представляет собой пучок прямых стволов, «закрученных» в гиперболоид вокруг невидимого центра, таким образом ни один из них не стоит вертикально. Чтобы представить это, можно взять в руки несколько карандашей и проворачивать концы в разные стороны, как будто пытаясь свернуть их в спираль.


Дневное освещение обеспечивается засчёт оконфонарей» в коньке, затянутых белой водонепроницаемой тканью по сетке, образующей звёздчатый узор.


Обрешётки крыш лежат на бамбуковых стропилах, а кровельным материалом служат традиционные для Бали пучки соломы йаланг-йаланг.


В строенях школы, cреди которых есть и мост через небольшую речку, варьируются восновном только формы крыш: стремящиеся в небо либо к земле, строго симметричные либо бионически свободные, как лист дерева.


Cамое крупное здание протяжённостью 60 м имеет три уровня учебных помещений, собранных под общей крышей спиралевидной формы, поднимающейся на высоту 18 м.


Полы этажей набраны из особых дощечек — расщеплённых стволов бамбука и соединены бамбуковыми шпонками.


Такими же образом преимущественно скреплены все конструкции зданий, за исключением критических узлов, где применены стальные болты.


В каждом классе ощущалось недавнее присутствие детей и находилось что-то умилительное и необычноенапример, безголовый неоконченный бенгальский тигр из папье маше, рисунки, забытые крошечные ботиночки.


Мне очень понравилась «капсула» для занятий в небольшой группе: круглый деревянный парапет, по внутренней стороне которого прикреплена скамья и откидные столики, а по верхнему краю пришита молния, к которой можно пристегнуть белую тканевую оболочку и специальным нагнетателем за несколько минут накачать воздух внутрь, создав избыточное давление, достаточное для поддержания сферического тканевого «потолка».


Мои впечатления от школы были очень радостными, и я представляла как замечательно проводить здесь время детям, когда весь учебный комплекс выглядит как сказочный городок, выросший посреди джунглей, украшен множеством остроумных деталей и предназначен для активного познания мира, развития, лазания, познания, движения внутри.


После завершения осмотра всем предложили сделать небольшое пожертвование школе, а также представили менеджера, который может проводить желающих осмотреть дома в Green village, спроектированной той же фирмой.


Утомлённые двухчасовой прогулкой семьи с детьми, которым и было адресовано это предложение как потенциальным арендаторам, не проявили особенного интузиазма, некоторые лишь взяли визитки. Но я и две молодые пары «ненастоящих» родителей проявили большое желание поехать туда как можно скорее. Менеджера, похоже, совсем не заботило, cобиремся ли мы арендовать дома. По дороге я узнала, что его зовут Натаниэль, он - сёрфер с Гаваев и по выходным ездит кататься на южные споты Бали.


Через 10 минут мы оказались на месте и расселись в креслах под навесом, куда нам подали охлаждённое кокосовое молоко в стаканах, перетянутых белоснежными салфетками. Несколько минут мы просто расслаблялись, потягивая освежающую жидкость. Натаниэль «провёл» нам рекламму деревни, из которой мы узнали, что дома спроектированы специально для родителей, чьи дети будут учиться в Green school. Предполагается, что некоторые семьи специально переедут на Бали, чтобы жить в зелёном стиле.


Аренда полностью обставленной роскошной виллы с тремя спальнями стоит 3 тыс долларов в месяц. Сюда входит ежедневная уборка, вода, электричество, интернет. Сравнив эту сумму с ценами на аренду квартир в своих родных городах, все сошлись во мнении, что деньги не запредельные.


Green village построена на речке Аюнг и состоит из нескольких вилл. Ближайший пляж Чанггу — в получасе езды без учёта пробок. Мы осмотрели два домаодин демонстрационный, в котором никто никогда не живёт, и ещё один, не занятый в данный момент. Каждый дом - как фантазийный шалаш, выросший на крутой скалистой стенке оврага, либо среди леса.


Объём каждого дома развивается по спирали вверх. Планировочные решения связаны с рельефом и определялись в деревянной модели, разработанной для каждого отдельного дома на подробно воспроизведённом участке рельефа.


Мы в восторге бродили по терассам и комнатам. Разрешалось поваляться на диване, погрузиться в пуф, сдвигать трансформирующиеся перегородки.


Я радовалась возможности ощутить изнутри эти дома, посетить которые даже и не мечтала.


Самым необычным в них, пожалуй, является отсутствие внешних стен: комнаты либо открываются терассой в джунгли, либо имеют ограждения из рамок, затянутых тканью, или жалюзи,можно оставить полупрозрачные «стены» либо полностью открыть их и спать практически посреди тропического леса.

 

Каждый из домов воспринимается единым объёмом, и просматривается с первого уровня до самой крышы. Уровни соединяются изогнутыми лестницами. Минимальное количество плетёных перегородок отделяют туалеты и некоторые комнаты.


Каменная сантехника, подобранная с большим вкусом для людей, которым не нужно «кричать» своём достатке, установлена прямо в спальнях. При желании ванную можно отгородить шторками.


К бамбуковым стойкам всюду подтянуты занавески, при помощи которых можно создавать приватные зоны на этажах дома. Самая важная роль в планировании пространства отведена будущим жильцам, которые постепенно трансформируют его в соответствии со своим образом жизни.


В одном из домов входным помещением была кухня-столовая, не имеющая ни стены ни какого-либо ограждения со стороны сада. Я увидела принципиально новое отношение архитекторов к процессу жизни в проектируемых домах, словно они из другой цивилизации.

 

Я почувствовала, что «очевидные» на первый взгляд проблемы этих зданий: москиты, отсутствие кондиционеров, шумоизоляции, возможности запереться в кабине, принимая душ, и спрятать свою собственность в глухих стенах, - это лишь баррикады внутри сознания, которых мы выстраиваем очень много, лишь бы не утруждаться тем, чтобы жить как хочется: как будто мы дети, а родителей нет дома, как будто умеем наслаждаться природой и естественностью, как будто планета крутится вокруг каджого из нас.


Мы никогда не ставим кровать под звёздами летом, потому что если бы была зима — было бы холодно. Мы никогда не оставим дом без стены, потому что если бы территория не охранялась — это было бы небезопасно. Мы не принимаем душ при любимом человеке, потому что при его друзьях не стали бы этого делать.. Человечек «в коконе» внутри меня спешно перечислял различные «но», и всё звучало безнадёжно лишённым смысла в завораживающем пространстве дома, где воплощены с благородным достоинством настоящие неподавленные желания людей, - такие вещи, которые обычно себе могут позволить только самые бедные людизасыпать под шелест широких тропических листьев и просыпаться от наступления рассвета, проводить время вместе со своей семьёй, ощущая единение под одной общей крышей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий